Советы педагога-психолога

«Я БЕСПОКОЮСЬ, или как справиться с детской тревожностью»

Тревожность у детей — одна из основных проблем современности.
развернуть

скачать документ

«Я БЕСПОКОЮСЬ, или как справиться с детской тревожностью»

Тревожность у детей — одна из основных проблем современности. При том, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, но к 9—11 годам соотношение становится равномерным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

 

         Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников многие авторы считают нарушение детско-родительских отношений. Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от любых реальных и мнимых угроз для его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию малыша, реализации его творческих способностей и мешает его общению со взрослыми и сверстниками.

 

         Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, занимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению тревожности.

 

На что следует обратить внимание.

 

         Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Родителям в такой ситуации следует:

 

  • Записать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку в течение дня, затем выделить те из них, которые способствовали не улучшению, а, возможно, ухудшению взаимоотношений с ребенком. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.

 

  • - Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу.

 

  • Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения между родителями и ребенком.

 

 

 

 

 

Короткие правила по взаимодействию с тревожными детьми:

 

  • - Не сравнивайте ребенка с окружающими.

 

  • - Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

 

  • - Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что,

 

  • - Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

 

  • - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

 

  • - Не предъявляйте к малышу завышенных требований.

 

  • - Будьте последовательны в воспитании ребенка.

 

  • - Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

 

  • - Используйте наказания лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.

 

  • - Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.

 

  • -Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, дайте им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).

 

  • - Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.

 

  • - Не заставляйте малыша заниматься незнакомыми видами деятельности, пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники.

 

  • - Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже им знакомые.

 

  • - Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было постоянное место за столом и во время сна.

 

свернуть

МАЛЕНЬКИЙ ЛГУНИШКА, или Что делать, если ребенок лжет

 маленький лгунишка

Человек умеет думать, смеяться, говорить и… обманывать. Есть несколько причин лживого поведения ребенка:

— Он врет для того, чтобы избежать наказания, попытаться скрыть свою вину.

— Ребенок много фантазирует, и это вошло в привычку.

— Малышу нравится  как взрослые реагируют на ложь.

— Ложь для него выступает средством достижения выгоды.

— Ребенок хочет сэкономить время на ненужных объяснениях.

— Малыш боится, что о нем плохо подумают.

— Он нуждается в похвале или проявлении любви взрослого.

— Говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать.

— Ребенок бессилен изменить что-то в своей жизни, поэтому он выдумывает новую реальность.

У всех этих причин есть одно общее свойство: в основе лежит несовершенство человека — страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем духовнее человек, тем меньше у него необходимости лгать.

Распознать, когда ребенок врет, можно по трем характеристикам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях. Например:

— Нервозность, ребенок совершает лишние движения, суетится без причины.

— Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.

— Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий вашу реакцию на его слова.

— Прикрывание рта рукой, как будто ребенок не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.

— Неточность, путаность речи.

— Многословие, отсутствие четких формулировок; говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно, т. е. не следует правилу: «У правды один ответ: либо да, либо нет».

 

— Многократное повторение одной и той же мысли.

— Излишняя эмоциональность, ребенок может в ответ кричать, нервничать.

Рекомендации родителям

  1. Обучая ребенка честности, будьте честны сами. И Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
  2. Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более положительное представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  3. Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
  4. Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  5. Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
  6. Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку. Если сказали, что не будете ругать за то, что он натворил, — значит обещание надо выполнить.
  7. Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
свернуть

БУДУЩИЙ МУЖЧИНА, или как правильно воспитывать мальчика

муж

Будущий мужчина, или как воспитывать мальчика

Существенные отличия мальчиков от девочек:

- Игры мальчиков чаще опираются на «дальнее» зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство.

- Мальчикам в отличие от девочек для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если им недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: карабкаются по лестницам, забираются на мебель.

- Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, т. е, их интересует суть оценки.

- Мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.

- Мальчики чаще всего устают от интеллектуальной работы.

- Мальчики более уязвимы, им труднее придерживаться установленных правил и моделей поведения.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при воспитании мальчиков:

  • Слишком суровое отношение ради воспитания мужественности. Мальчикам нужны любовь, ласка, забота, внимание.
  • Желание воспитать ребенка по своему образу и подобию, игнорируя индивидуальные особенности.
  • Ссоры между родителями на глазах у сына.
  • Предъявление ребенку слишком высоких требований, которым он не может соответствовать, например: «Ты же мужчина!».
  • Потакание любому капризу, баловство (особенно, если мальчик — младший ребенок в семье).
  • Отсутствие последовательности в воспитании (за одно и то же поведение или поступок то наказывают, то хвалят).
  • Несогласованность в воспитании между родителями: один разрешает, другой запрещает.
  • Сравнивание с другими детьми, приведение их в пример, критика.
  • Постоянное навязывание отрицательных установок: «Не бегай быстро, а то упадешь», «Плохо будешь учиться — станешь дворником» и т. д.
  • Обучение наукам в ущерб физическому воспитанию (мальчик должен быть физически сильным и выносливым).

 

Рекомендации взрослым по воспитанию мальчиков:

  1. Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, мужественность, доброжелательность, смелость и т. д.
  2. Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.
  3. Приобщайте мальчика к вашим ценностям, разрешите ему интерпретировать их по-своему. Он будущий мужчина, и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.
  4. Проявляйте фантазию для того, чтобы помочь вашему сыну изучить гардероб и вещи мужчины. Например, поставьте небольшую корзину и положите в нее бритвенный станок, крем для бритья, одеколон, зубную щетку вашего ребенка и его расческу. Дайте ему понять, что этими вещами мужчины пользуются каждый день.
  5. Если ваш ребенок активный, установите в его комнате перекладину для подтягивания. Физические упражнения весьма полезны и важны для всех детей, а для мальчишек они еще и необходимы для того, чтобы «выпустить пар», дать выход чрезмерной энергии. Вначале установите перекладину на небольшой высоте, а по мере того, как ваш ребенок будет подрастать, перемещайте ее повыше.
  6. Ролевые модели также очень важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех аспектах жизни вашего ребенка. Мальчишкам необходимо общение с мужчинами, но необязательно с отцами, как не обязателен тот факт, что, если в семье есть мужчина, ребенок станет настоящим мужчиной в будущем.

 

свернуть

Будущая женщина, или как правильно воспитывать девочку"

БУДУЩАЯ ЖЕНЩИНА, или как правильно воспитывать девочку

  Существенные отличия девочек от мальчиков:

  • У девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения.
  • Девочки более чувствительны к шуму.
  • Игры девочек чаще опираются на «ближнее» зрение: они раскладывают перед собой свои «сокровища» (куклы, тряпочки, украшения) и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Для девочек важно, кто их оценивает и как, т. е. они более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, им необходимо знать, какое они произвели впечатление.
  • Девочки часто, во что бы то ни стало, стремятся отстоять собственное мнение.
  • Девочки чаще всего истощаются эмоционально.
  • Девочки белее устойчивы, приспособляемы к предлагаемым условиям.

Самые распространённые ошибки, допускаемые при воспитании девочек:

  • Недостаточный контакт с матерью в детстве не лучшим образом влияет на формирование чувство собственного достоинства и способность любить: «Я никому не нужна, никто меня не полюбит, если меня не любит даже мама».
  • Ограничение физических контактов отца с дочерью может привести к формированию установки: «Я не понравлюсь ни одному мужчине, ведь даже папа не хочет сидеть рядом со мной».
  • Суровое наказание за участие в драках, в мальчишеских играх и т. д. из-за опасения, что девочка может вырасти не женственной, грубой, агрессивной и т. п., не сможет предотвратить возможное появление указанных черт.
  • Представления, что девочка обязательно должна быть послушной, безропотной, тихой, часто приводит к тому, что она будет терпеть в будущем психологический и физический дискомфорт, не в силах что-то изменить.
  • Частые объяснения типа: «Ты же девочка, поэтому должна…» - приводят к тому, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу, и она стремится быть как мальчик.

 

 

 

Рекомендации по воспитанию девочек:

  • Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.
  • Приводите примеры из жизни известных героинь. В них немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.
  • Чаще предоставляйте девочке возможность проявлять заботу о ком-то. И, конечно, отметайте это: признание заслуг – огромный стимул для ребёнка.
  • Если девочка часто проявляет «разбойничьи выходки», постарайтесь занять её в подвижных, спортивных играх.
  • Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь именно на этот детский опыт взаимоотношений.
  • Приучайте девочку к домашнему труду, но в разумных пределах. Иначе, выйдя замуж, вопреки ожиданиям она может сказать: «Ну вот, теперь можно и отдохнуть!»
  • Мама должна очень трепетно относиться к растущей в семье девочке, являться для неё примером во всём. Заниженная самооценка у взрослой женщины почти всегда является результатом недостаточной любви матери в детстве или её излишней критичности и требовательности.
  • С детства приучайте девочку следить за собой и за порядком в своей комнате.
  • Для нормального развития девочке необходимо не только получить определённый набор умений и навыков, но и научить строить отношения с мальчиками.
  • Следует избавиться от гендерных стереотипов, например таких, как: «Мальчики – более способные математики». С раннего детства девочке лучше слышать от взрослых: «Девочки в математике могут достичь больших высот» и т. д.
  • Проявление черт характера, которые по традиции называют мужскими, у девочки во многом связано с темпераментом и индивидуальными особенностями личности. Поэтому девочка может играть в те игры, которые ей нравятся, даже с применением «мальчишеских» атрибутов.
  • Нужно помнить, что образ своей куклы ребёнок переносит на себя. Подбирайте для девочки кукол с нежными лицами и ролевыми позициями: кукла-мама, кукла-отец, кукла-ребёнок.
свернуть

ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ

ДЛЯ ВАС,  РОДИТЕЛИ

Консультация «Насилие в семье»

Насилие в семье - это вид отношений

 между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

 

В отношении детей выделяют

 следующие виды насилия:

 

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

 

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

 

3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.

 

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

 

 

Как проявляется то или иное насилие?

 

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

 

2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

 

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

 

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

 

 

Последствия семейного насилия для ребенка

 

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

 

·       Они преподают ребенку урок насилия.

 

·       Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

 

·       Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

 

·       В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.

 

·       Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

 

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

 

Ребенок узнает:

·       что он не заслуживает уважения;

·       что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

·       что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

·       что насилие - это проявление любви;

·       что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

·       что от взрослых нет защиты.

ДЛЯ ВАС,  РОДИТЕЛИ

 

Если ребенка лишь критиковать,

Он научится все отрицать!

 

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

 

Если все время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

 

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

 

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

 

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

 

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

 

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребенок Ваш будет!

 

Коль в безопасности будет малыш,

Этим доверье его укрепишь!

А одобрение, чувствуя Ваше,

Он сам себе будет нравиться чаще!

 

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

 

                                                  Дороти Ло Нолте

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

  1. Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.
  2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
  3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддержи­вать его. Чаще хвалить.
  5. Родительские требования не должны вступать в явное проти­воречие с важнейшими потребностями ребенка.
  6. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
  8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.
  9. За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.
  10. Ребенок не должен бояться наказания.
  11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.
  12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
  13. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  14. Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребенка!

 

 

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть
поделиться в: