Советы учителя-дефектолога

Играем в слова

Играем в слова (на кухне, в ванной комнате, в коридоре)

Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература. Но ничто не может заменить целенаправленных игр-упражнений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно.

Играем в слова на кухне 1. Как называются предметы мебели на кухне? 2. Назови посуду, которая есть на кухне. 3. Какие продукты лежат в холодильнике? 4. Из чего делают растительное масло? 5. Из чего получают творог и кефир, сливочное масло? 6. Из чего делают колбасу, сыр? 7. Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное.) 8. Что на кухне сделано из дерева? 9. Что на кухне сделано из металла? 10.Что сделано из стекла? Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать почему? Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда неравномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остаётся целой. 11.Что на кухне из пластмассы? 12.Что делает мама на кухне? Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, гладит, улыбается, поёт, пробует, солит, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достаёт... 13.Как мама всё делает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно... 14.Какое блюдо мама подаёт к столу? Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, вареное, пареное, тушёное, сладкое, кислое, горькое...

Играем в слова в ванной комнате 1. Что у нас есть в ванной комнате? 2. Какие бывают полотенца? (Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, банное, ножное...) 3. Что делают в ванной комнате? Стирают, замачивают, выкручивают, включают, чистят, выключают, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, насыпают, размешивают порошок... 4. Какие предметы нужны, чтобы умыться? 5. Какая бывает вода в ванной комнате? Холодная, ледяная, горячая, тёплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная. 6. Что нужно, чтобы постирать? 7. Что можешь ты постирать? 8. Какие бывают зубная паста, мыло? 9. Зачем нужно чистить зубы?

Играем в слова в раздевалке, коридоре 1. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)? 2. Кто участвует в изготовлении обуви? Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудем, что обувь разного цвета, значит нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии». Покажи правый ботинок, левый сапог. 3. Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают головные уборы? Шапка, берет, шляпа, панама, платок, косынка, кепка. 4. Какие ты знаешь специальные головные уборы? Военные: фуражка, пилотка, берет десантника, бескозырка моряка, шлем. 5. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

«Играем в слова на улице» 1. Какая сегодня погода? 2. Какая бывает погода на улице? Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая. 3. Растительный мир твоей улицы. Перечислить названия деревьев, кустарников, трав. 4. Названия каких деревьев ты знаешь? Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня. 5. Название каких кустарников ты знаешь? Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха. 6. Какие листья бывают? Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые. 7. Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)? Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж. 8. Каких рыб ты знаешь? Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак. 9. Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь? 10. Какие машины мы видим на улице? Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский. 11. Из каких частей состоит машина? 12. Какие бывают дороги? Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские.

«Играем в слова везде»

1. «Скажи наоборот» - важная игра на формирование логического мышления Высокий - низкий тяжелый - лёгкий быстрый - медленный весёлый - грустный жарко - холодно добро - зло гладкий - шершавый кривой - прямой богач - бедняк больной - здоровый ребёнок - взрослый смелый - трусливый друг - враг смеяться - плакать 7. «Кто летает - что летает?» - перечислить птиц и насекомых. Самолёт, вертолёт, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат.

1. «Кто плавает - что плавает?» - перечислить рыб, птиц, животных, включая человека. Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога. 10. «Кто ползает - кто ходит?» Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон. Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви. Животные, птицы, человек. 3. «Он какой может быть?» - существительные мужского рода. Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый, тухлый, сочный... «Она какая может быть?» - существительные женского рода. Машина, роза, туча, погода. 7. «Оно какое может быть?» - существительные среднего рода. Море, яблоко, небо, пальто. 8. «Кому что нужно для работы?» Врачу - градусник, тонометр, шприц, шпатель. Учителю - доска, мел, учебники, тетради, ручки, класс, карты. Художнику - мольберт, краски, кисточки, карандаши, бумага. Парикмахеру - расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва. Продавцу - магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки. Повару - кастрюли, плита, продукты. 9. «Каждой вещи своё место», «Что где?» Книги - в книжном шкафу, на полке; бельё - в шкафу; ручки, карандаши - в пенале; документы - в папке; молоко - в пакете; масло - в маслёнке; хлеб - в хлебнице; суп - в супнице, кастрюле; соус - в соуснице или соуснике; соль - в солонке; сахар - в сахарнице; селёдка - в селёдочнице; деньги - в кошельке духи - во флаконе; паста - в тюбике; мыло - в мыльнице; конфеты - в конфетнице; косметика - в косметичке; чай - в чайнике; салат - в салатнике или салатнице; кофе - в кофейнике. 10. «Моя половина - твоя половина» - начало слова говорит один, продолжает другой. Вело - сипед, Само - лёт, Паро - воз, Пыле - сос, Самос - вал.

 

свернуть